Из статьи Алекса Вяткина Социальный инстинкт или с чего начинается дрессировка
http://working-malinois.com/viewtopic.php?t=1118
«…Итак, о значении социального инстинкта в спортивной подготовке.
Всем тем, кому приходилось выступать в спорте, и кто понимает и ценит качественную работу, безусловно не может не нравится манера управления собакой в стиле Миа Скогстер, Кнута Фухса, Марко Коскенсало, Ивана Балабанова и др. мэтров современного спорта. С некоторых пор зародилась отличная традиция приглашать этих и других ведущих специалистов к нам на семинары. Мы многому у них научились и продолжаем учиться, но парадокс в том, что часто учимся не тому, чему нужно!
Основная ошибка в том, что часто увлекаясь техническими навыками, мы забываем о состоянии собаки, и том самом социальном инстинкте, о котором идет здесь речь.
Не секрет, я часто отказываю именитым спортсменам из стран СНГ в приобретении щенка из нашего питомника. Почему? Да потому, что вижу их отношение к собаке, как к спортинвентарю!
А собака очень чувствует свое к ней отношение и отвечает тем же. Когда-то я этого не понимал. Мне говорили мои бельгийские друзья: «Алекс , хватит тестировать. Верь собаке , ее генетике и она ответит тебе тем же.» … Но я же самый умный. Как это «верь»?! А вдруг косяк замаскирован?! Давай придавим еще и посмотрим, что вылезет…И «вылазило»…Кто ищет, тот всегда найдет…Часто я отказывался от собак, которые в других руках , в последствии работали так, как я мечтал бы чтобы работала моя собака…Век живи, век учись.
Сейчас, много занимаясь тренерской работой, помимо техники выполнения навыков ( спасибо Ивану Балабанову и Майку Эллису), я уделяю особое внимание состоянию собаки. Этому я научился, в основном, у немцев и финнов. Они в этом бесспорные мировые лидеры!
Но что особо беспокоит, так это когда перспективные проводник и собака , в погоне за баллами и результатом, не могут найти или теряют нить доверия во взаимоотношениях.
Это происходит по ряду причин.
Первое –наша культура, в которой похвала или эмоции являются проявлением слабости! Мы мастера требовать, находить недостатки и искать виновных , но хвалить и искренне радоваться не умеем.
Второе –неумение видеть главного. Для многих спортсменов дрессировка- это обучение навыкам. В то время , как дрессировка –это в первую очередь выстраивание гармоничных и доверительных взаимоотношений с собакой!
Что многие видят на семинарах? Каждый свое. Некоторые- как и когда заграничная звезда нажал кнопку ЭШО . Другие- как скорректировал и ПОХВАЛИЛ. Но не все замечают последствия сиих действий на состояние собаки. Когда корректирует и хвалит Кнут Фукс, собака после коррекции подымается в драйве. Когда кнопку нажимает Барт Бэллон, эффект тот же. Когда то же делает иной семинарист-собака работает , но драйв падает. Несколько таких коррекций - и собака потеряна. Когда я делаю замечание, мне отвечают -а тот –то делал так же … Я всегда отвечаю –если бы это было так, у тебя собака работала бы так же, как и у мэтра, но этого не происходит.
Для того чтобы работать как Кнут, Миа или Барт мало того, что необходимо выращивать собаку как они, но и чувствовать собаку нужно так же. А некоторые спортсмены хотят без базовой работы применить «мульки» с семинара и получить такой же результат. Этого не случится.
Часто я наблюдаю такую картину. Человек (спортсмен) приехал на занятие, открыл машину и собака, выпрыгнув из бокса, буквально полетела в поле. Дальнейшее уже известно- такой спортсмен обычно «выезжает» на площадку чуть ли не верхом на собаке, и только там, прокричавши «fuss» и дернув несколько раз поводок , приводит собаку в более-менее вменяемое состояние. Чем такая работа отличается от работы любителя? Да ничем.
Те, кто тренируется со мной знают, что я не начинаю занятий с собакой (не щенком), пока она не сможет удержать концентрацию на хозяине на пути от машины или места выгула до тренировочного поля. Но одно дело удержать путем принуждения, а другое – путем мотивации концентрации.
Для поднятия мотивации в дрессировке мы используем игрушки и лакомство. Но не ИГРУШКА должна являться мотиватором, а именно ИГРА с хозяином. Не кусок лакомства, выданный за правильное поведение, а именно процесс выдачи лакомства, который должен сопровождаться яркой похвалой и превращаться в праздник для собаки, с хозяином, как главным действующим лицом.
Для того что бы понять разницу проведите простой эксперимент. Возьмите три куска «вкусняшки», и показав его собаке, молча скормите их ей. Затем показав ей следующие три куска собаке предложите убегая от нее, заставляя ее погоняться за рукой с яркой похвалой и оглаживанием другой рукой. Примерно тоже проделайте с игрушкой.
Уверен, что вы сразу увидите разницу в поведении и состоянии собаки.
При правильной работе игрушка и лакомство постепенно отходят на второй план, в то время как эмоциональное состояние и язык тела хозяина остается и дает собаке понять , что именно она сделала правильно.
Как же развить социальный инстинкт в спортивной работе?
Сколько людей, столько и мнений. Я предпочитаю начинать с обучения щенка следования за рукой и трюкам ( дай лапу, сделай змейку, кувырок….), которым можно научить щенка без ассоциации с базовыми командами.
Во-первых, трюки развивают мозг вашего щенка и учат его активному поиску решения задачи- качество которое очень пригодится в последующей работе.
Во –вторых , в дальнейшем ими можно разнообразить рутинную работу по нормативу и главное то, что собака учиться кооперировать с хозяином, а значит - работать для него!
Далее приучите собаку к «позитиву коррекции». Работая со щенком на поводке вводите незначительную коррекцию поводком и кормите с похвалой одновременно. Всегда следите за состоянием собак. Хвост при этом должен быть «трубой». Если собак опустила хвост, она «зажалась» . Положение хвоста- индикатор внутреннего состояния собаки. Если собака держится от вас на расстоянии, избегая контакта телом , это также говорит об отсутствии доверия. Сядьте на землю. Дайте щенку «залезть на голову» , похвалите, покормите. Покажите ей , что быть с вами не опасно , а наоборот очень здорово!
Если собака во время прогулки или в быту залезла в «гадость» или роется в мусоре , дайте незначительную коррекцию с отрицательным маркером и сразу переведите ее в движение рядом с похвалой и поощрением. Это приучит собаку к тому, что самое «хорошее» место на земле - рядом с вами…»
Почему то захотелось начать с этого.. хотя почему – «почему то»?.. все вполне объяснимо… честно говоря, я в силу наверное своей некоторой серости не совсем понимала куда я еду.. хотела заранее посмотреть в Интернете, но как всегда «куча дел и все такое» отложили это «посмотреть» на самый последний день, а потом и вообще на неопределенное время.. а потому вся информация у меня была – семинар Ивана Балобанова по разделам ИПО В и С. Да, я знала, что Иван (или как оказалось на месте Айван) 2х кратный чемпион мира по ИПО, и вообще…но это было все… а потому от предстоящей поездки я особо ничего не ждала.. хотелось просто побывать в новом месте, послушать нового мне человека, добившегося значительных результатов, и просто хорошо провести время с мужем и любимыми собаками..
итак, мы поехали…
Мы это я, Денис, Бад, Дина и Наташа Сивкова с АПБТ Юконом (огромное спасибо им за компанию, считаю, что поездка удалась довольно не плохо))) ). До Киева добирались на машине, это где то около 1300 км через Псков, Гомель, Чернигов… В дороге больше всего поразила Белоруссия с ее очень красивыми чистенькими деревушками вдоль трассы, огромным количеством всевозможной живности типа коровы-лошади-куры-гуси, и какими то ну просто необыкновенными по красоте соснами (я как человек-фанат этих замечательных деревьев, пребывала весь путь туда (обратно ехали по темноте) в состоянии полной эйфории )) )… обратно, кстати, именно на территории Белоруссии видели (точнее Денис видел) двух кабанов! О как! Мне казалось, что вот так просто они по лесам-дорогам не бегают. Очень рада, что это так, очень жалею, что не видела сама (в силу состояния на тот момент абсолютной неадекватности – спала!), и безумно счастлива, что наша встреча не закончилась чем-нибудь более «контактным», чем просто «видел» )) ).
В Буче (населенный пункт под Киевом, где проходил семинар) поселились в довольно скромной гостинице под славным названием «Околица». Скромна она была не сколько размерами своих апартаментов (домик, к котором мы жили, имел огромную ванную комнату (совершенно пустую, исключая унитаза, душевой кабины и раковины с неработающим краном), кухню (с холодильником, в котором хранилась плесень, и столом) и две комнаты на втором этаже (в которых «вешать» одежду приходилось на пол, в силу присутствия в ней только одного дивана), так вот скромность ее как то ощущалась во всем – вроде места много – а толку никакого )) помню, что в первую ночь мы спали под одеялами и спальниками – так сильно было холодно ) и ели из одноразовой посуды, поскольку даже простецких тарелок не было. Но зато – вокруг гостиницы (скорее всего построенной предусмотрительными владельцами в преддверии будущего чемпионата Европы по футболу) были отличные поля, в которых мы очень даже не плохо гуляли с собаками) а это, как оказалось, было для нас самым главным в выборе места нашего временного проживания. А еще в Буче был замечательный огромный торговый центр, в котором продавались жареные перепела (вообще не понимаю, почему, но сам этот факт меня довольно сильно поразил))
Еще про Киев хочется рассказать. Очень хотелось хоть краем глаза его увидеть, но поскольку времени остаться на лишний день не было совсем, то смотреть город мы поехали вечером в субботу. Понравилось очень. Красиво, захватывающе, очень необычно. Хочется вернуться еще! Очень. (спасибо большое Наташиным родственникам, которые нашли время показать нам столицу Украины)
Наконец про сам семинар.
Айван Балабанов. Поразил в первую очередь своим фантастическим умением чувствовать собаку. Его работа с различными собаками выглядела естественно, легко и красиво. Несмотря ни на что. Об этом «ни на что» чуть позже. Немного огорчило только, что далеко не все задаваемые вопросы получали свой ответ. Например, на вопрос про то, как он делает апортировку своим собакам, Айван ответил, что, если он начнет об этом говорить, то рассказ займет никак не меньше трех дней, а поскольку таким временем он не располагал, то предложил посмотреть его ДВД на эту тему…Точно такой же ответ был получен и на вопрос о высыле вперед. Хотя казалось бы и семинар на эту тему, и вопросы наиболее болезненные… но… смотрите, покупайте… ну купим и посмотрим )) а что делать??? интересно ))))
Как оказалось, для меня серой, семинар был организован Алексом и Виолой Вяткиными, спортсменами, дрессировщиками, а так же владельцами украинского питомника рабочих бельгийских овчарок малинуа. За семинар им огромное спасибо! Все было просто замечательно )) Очень понравились собаки их разведения – несмотря на довольно сильный разброс по внешности, все с огромным желанием работать, быть рядом с человеком, играть, бороться. Осталось приятное впечатление от их управляемости как на площадке, так в быту.
Вот некоторые мысли, которые удалось вынести (да, это не все, но, как говорится, цепляет то, что на данный момент актуально именно тебе):
- Самое главное в дрессировке это сигналы общения между вами и собакой. Важно то, насколько вы четко смогли объяснить их собаке, а так же насколько четко вы придерживаетесь их во время ваших взаимодействий с собакой. Каждое упражнение должно иметь четкое начало (например, команда «сидеть») и четкий конец (слово, щелчок кликера, и т.п., по которому собака понимает, что дальше она может не сидеть, а также после которого она получает желаемое вознаграждение). Так же важно научить собаку маркерам ее действий – «да» - ты делаешь все верно, и «нет» - вот этого делать не надо (часто мы очень боимся использовать в дрессировке слово «нет», а между тем его правильная и своевременная подача облегчает собаке поиск верного решения для достижения цели, «облегчить путь к вознаграждению».. это же относится и к коррекции)
- Плохо, что собаки зачастую не могут разобраться в тех сигналах, которые исходят от хозяина, поскольку очень часто мы подаем эти сигналы довольно невнятно с точки зрения собаки. Собака очень четко читает наше тело, а потому, если сигналы от нас происходят каждый раз новые, пытается угадывать их каким то другим нашим действиям, что сильно затрудняет обучение. Важно – с самого первого дня быть понятным собаке.
- Пример. У вас «умный дом». Дверной звонок в нем звонит так то, стиральная машина оповещает вас о том, что она закончила стирку – так то, микроволновая печь, подогрев вашу пиццу, так то, телефон звонит вот так. Вы привыкли к этим сигналам, без труда их различаете. Но вот в один день нерадивый электрик приходит к вам и все сигналы перепутывает… представьте, на сколько сильно, по-крайней мере, на первое время, изменится ваша жизнь. Вы слышите, как вам кажется звонок в дверь, открываете ее, а там никого нет, и оказывается, что это вовсе был не звонок в дверь, а звонок телефона, или сигнал от кофеварки. Да, безусловно, через некоторое время вы привыкните к новым сигналам, но на это потребуется много ваших сил, вашего внимания, ваших нервов, в конце концов… а представьте, что электрик заходит к вам раз в неделю, или каждый день! Стоит задуматься каково порой приходится нашим собакам…
-игры, в которые мы играем с собаками. Айван делит их на две категории: соревновательные игры и игры не соревновательные. Нужно очень четко представлять себе в какой момент с той или иной собакой в какую именно игру следует играть. Например: игры из первой категории – «потягушки» - имеют довольно четкую форму борьбы, а потому могут использоваться для поднятия уверенности в себе у не уверенных в себе собак и наоборот. С очень сильно доминантными собаками в некоторых случаях (и Айван демонстрировал это на собаках) лучше не играть в такие игры – дабы не давать им лишний повод для конфликта, а сбрасывать их излишнее желание в играх не соревновательных – типа «кинул – принеси – снова кину». Если вы играете с собакой в «кину-принеси», не стоит придавать этой игре соревновательный характер – типа я кину, ты принес, отдал, а я начал тебя дразнить…Уж если собака честно приносит и отдает вам игрушку – лучше сразу ее выкинуть снова, и уж никак не махать ей перед носом у собаки (Айван считает, что в следующий раз собака может предложить вам – типа а теперь игрушка у меня, ты за мной побегай). Менять у щенка игрушку на кусочек или на другую игрушку не стоит – поскольку тогда игра перестает быть игрой и превращается в нечто – «если ты мне отдашь, то я тебе…».
- играя с собакой в соревновательную игру, стоит понимать, что именно в этой игре нравится вашей собаке. Кто то из собак борется с вами ради самого процесса, а кому то важен факт обладания этой смой игрушкой, полученной в результате борьбы с вами.
- команду на отпуск игрушки во время игры, Айван считает важной частью ваших взаимоотношений с собакой. Со всеми собаками, с которыми он начинал работать сам (речь идет о собаках, работающих за игрушку), Айван, в первую очередь, добивался понимания на уровне – вот мы играет, а вот я тебя прошу, и ты игрушку отпускаешь. Если собака не отпускает игрушку по команде, Айван вводит коррекцию (поводок и мягкий ошейник). Нужно сказать, что собаки довольно быстро соображали, что от них требуется, и сильных конфликтов не было. Безпроблемный отпуск игрушки по команде обязательно поощрялся продолжением игры.
- очень понравился пример, относящийся к вводу коррекции и вообще, объясняющий понимание Айваном слова «коррекция». «Представьте себе, что я попросил вас заправить мою дорогую и супер навороченную машину бензином. В случае, если вы справитесь с этим делом за 30 секунд, я дам вам 5 тысяч долларов. Конечно же человек, который хочет получить эти 5 тысяч начнет судорожно (ибо ограниченно время) искать, где у этой машины открывается лючок бензобака, или где, по-крайней мере, находится этот самый лючок. Конечно же он будет рад любой помощи с моей стороны. Даже если, в случае ошибки со стороны ищущего, я ударю его по ладони, дав тем самым понять, что в той стороне лючка нет, это будет воспринято им, безусловно, как подсказка. Тем более, что эта подсказка ведет к более быстрому решению задачи» Так вот «коррекция» по мнению Айвана, это и есть – указание пути к решению той или иной задачи. Да, я согласна, что можно просто пойти и показать, где спрятан лючок, или навести ищущего туда наведением, но использование коррекции в том смысле, в котором использует его Айван, тоже вполне оправдано. Тем более что воспринимается ищущим не как наказание за что то не правильное, а как помощь. Ни у одной собаки, с которой работал Айван, настроение при работе с ним не упало.. даже, если коррекция имела место быть. (правда на семинаре Айван ни разу не брал в руки пульт от ЭШО, или поводок со страгачом и ограничивался довольно резким «неа», или на крайний случай поводком пристегнутым к кожаному ошейнику)… это все к разговору про «несмотря ни на что» (см. выше)
- очень порадовало, что Айван не хватал собаку за поводок по поводу и без, и уж тем более не начинал ее дергать ради достижения результата. Как пример, был там один овчарик сильно избегающий встречаться глазами с проводником на команде рядом. Айван забрал собаку и бросив поводок, стал работать с ним на игрушку. Было видно, что собака и так достаточно неуютно себя чувствует в данном месте, в данное время, да еще и с незнакомым человеком. Да, взгляда можно было добиться гораздо быстрее, дергая собаку, но это точно бы привело ее еще в большее замешательство… Этот пример довольно сильно охарактеризовал для меня Айвана с хорошей стороны.
- По словам Айвана: еще совсем не давно в мире преобладала дрессировка (она была названа «немецкой») основанная на избежании собакой отрицательного подкрепления. Потом появилась дрессировка, в основе которой лежало только положительное подкрепление. На данный момент, по мнению Айвана, больших результатов в том или ином виде кинологического спорта можно добиться только умелым сочетанием этих двух видов дрессировки.
- Айван вот на что обратил внимание. На способность и умение наших собак сохранять «драйв» во время длительных пауз (которым мы часто во время нашей подготовке к выступлению не уделяем должного внимания). Например, вы вышли на соревнования, взяли собаку в положение ИП и приготовились к выступлению. Вы стоите все из себя такие готовые, а судья в этот момент вдруг чем то отвлекся. Вы продолжаете стоять – ибо вы уже вышли в ринг, и ваше выступление уже как бы началось. А судья все тянет. Вы стоите, а команды на работу нет. Очень многие собаки и проводники бывают к этому не готовы, и теряют большое число баллов именно по причине не умения потом быстро собраться и вновь настроится на работу. «Собака перегорела» скажут многие, вместо того, чтобы заняться этим на тренировке.
- поощрение не должно ограничиваться простой выдачей куска или игрушки. Оно должно носить для собаки элемент праздника. Айван никогда не дает собаке кусок в статическом положении. Допустим, после команды лежать – собака ложиться и после отпускающего сигнала радостно вознаграждается (даже если это кусок, собака высвобождается из позиции, она закончила упражнение и может быть свободна = награждена). (ТОлько со щенком Айван предлагает награждение в позиции). Все вознаграждение делается на шаге от собаки, что еще больше активизирует ее. Кроме того, Айван сделал замечание девушке, которая после того как освобождала собаку, не сразу давала ей кусок, а еще водила рукой из стороны в сторону, так что собака вынуждена была за ним бегать. Награда означает, что ты молодец и все сделал, а не то что еще пойди после этого поймай тот самый кусочек…
- собака должна четко знать критерии навыка. Пример: допустим вам нужно пробежать один километр, после чего вас ждет награда. Однако каждые сто метров вас чем то, но награждают. Понятное дело, что та награда, которая вас ждет в конце, уже не становится для вас столь желанной, как если бы вы четко знали, что только пробежав весь километр, вы получите приз. Так и при работе с собакой. Например при движении рядом. Во время движения, не отпуская собаку из позиции, вы можете похвалить ее или даже (изредка) наградить куском… но зато в конце упражнения ваша похвала должна быть настолько сильной, чтобы у собаки было сильно стремление добиться именно ее.
- навык сначала формируется, а потом называется. Во время формирования навыка нужно следить за тем, чтобы помощь тела = подсказка всегда шла после команды. Собаки очень хорошо считывают наше тело, и довольно быстро привыкают работать только по его движению, т.е. ждут от нас подсказки.
- Часто в процессе тренировки мы очень подолгу задерживаемся на этапе вариабельного подкрепления. Если это происходит собака понимает, что это предел наших от нее требований. Нужно четко понимать, когда собака готова перейти с одного этапа на другой – когда убрать наведение, когда начинать дольше работать без подкрепления.
- Если это возможно, Айван предпочитает облегчать работу своим собакам всякого рода подсказками (например при повороте налево – за шаг – поворот головы в нужную сторону). Однако тут он обращает внимание на то, что подача подсказки всегда должна быть своевременной. Пример: дорожный знак, оповещающий нас о том, что скоро нас ждет резкий поворот направо никогда не ставится ни перед самым поворотом, не за километр от него. Ибо в первом случае он приведет к тому, что мы не успеем сбросить скорость, а во втором, что мы сделаем это слишком рано.
- к вопросу откуда давать собаке лакомство (из руки, изо рта, из миски) – 100 долларов у меня может быть в любом кармане, говорит Айван, главное, чтобы вы знали и были твердо уверенны в том, что они у меня есть и что вы непременно их получите, выполнив мое условие.
- интересный момент: работа с игрушкой. Айван играет с собакой. Дает ей команду на отпуск. Собака сразу отпускает игрушку и как вознаграждение получает ее снова. Снова игра, и снова команда на отпуск. Собака не отпускает игрушку. Айван вводит коррекцию (резкие рывки поводком, прикрепленному к мягкому ошейнику). Собака отпускает игрушку и получает ее снова. Команда. Не отпускает – коррекция – отпускает, НО коррекция продолжается (по мнению Айвана, это делается для того чтобы собака не училась манипулировать человеком – типа я отпущу и точно знаю, что ты меня перестанешь дергать…) после нескольких рывков собака снова получает игрушку, и работа продолжается. Обычно даже самым заядлым неотпускальщикам довольно быстро становится понятно, что игрушку очень даже не плохо отпускать по команде. И еще Айван считает, что в данном случае коррекцию применять гораздо более правильнее, чем пытаться «задавить» собаку авторитетом, все громче и громче повторяя команду «дай!».
- Что касается щенков, то в данном случае Айван считает, что забирать игрушку у щенка стоит только тогда, когда он сам готов ее отдать, а не устраивать с ним перетяг. Точно так же как и учить приносить игрушку, например мяч – стоит только на мяче БЕЗ веревке – у нас у самих не будет причины эту веревку схватить и начать ее вытаскивать изо рта собаки. В работе со щенком нужно использовать длинный поводок, до тех пор пока мы не будем точно уверенны, что щенок вернется к нам с брошенной нами и пойманной им игрушкой.
- На примере одного из присутствующих щенков Айван показал, как правильно можно забрать игрушку у щенка. Щенок на поводке получает игрушку (валик БЕЗ петелек – чтобы у собаки не было вариантов хватать игрушку за петельки, что не правильно). Мы играем с ним в перетягушки. Потом в определенный момент останавливаем игрушку (скорее всего щенок будет продолжать ее тянуть на себя) и в то же самое время не даем поводком щенку тянуть игрушку (держим его поводком так, чтобы у него не оставалось возможности двигаться назад). В таком случае – некуда тянуть – щенок практически всегда отпускает игрушку. Когда щенок с большой вероятностью начинает отпускать игрушку, как только она остановилась, мы можем вводить команду на отпуск.
- про соревнования. Часто на соревнованиях мы допускаем ошибки не потому что мы нервничали, а потому что мы были к этому не готовы. Все, говорит Айван, нервничают перед стартом. Но если вы к этому готовы и ваша собака также готова к этому, то процент ошибок можно свести к минимуму.
- со слишком доминантными собаками в качестве поощрения стоит играть выкидывая игрушку, поскольку в данном случае игра в перетяг вызывает еще большее возбуждение у собаки, а кусочки не удовлетворяют ее инстинкт.
- ошибки при занятии собакой ИП. Пример: представьте, что вы стреляете по мишень. Если вы стрельнули и попали мимо, а мишень просто передвинулась сама таким образом, что вы в нее попали – вы ничему не научились. Та к и с Ип, если собака заняла неправильную позицию рядом с вами – нужно переделать все заново, а не подправлять собаку и уж тем более не подстраиваясь под нее. Опять таки, Если вы скорректировали то или иное положение собаки, то вознаграждение она в данном случае не получает, а вот если она сделала все сама правильно тогда обязательно и очень яркое.
- Часто, если собака, которая села из движения на ваш взгляд слишком медленно, получает от вас слово «нет», она может сильно затормозится от этого, лучше просто отпустить ее и переделать навык заново (даже с того же самого места, откуда вы начали движение в прошлый раз)
- каждый маленький шаг по направлению к цели должен быть вознагражден.
- Айван часто сам провоцирует собаку на уже выученных ею навыках на ошибку. Причем он говорит, что собаке гораздо более просто объяснить, что она ошиблась на большой ошибке, чем на маленькой. Допустим собаке, да и вам, гораздо более видно ее отклонение на рядовости на расстояние 15 см, чем на пять. Нужно уметь сделать так, чтобы собака отклонилась от вас на 15 см и показать ей, что это не очень правильно. Вообще Айван считает, что всякого рода раздражители стоит вводить довольно рано. И уж точно не стоит их избегать.
Раздражители помогают собаке ошибаться, а следовательно – учиться!