ЧЕТВЕРОНОГАЯ СКАЛОЛАЗКА
ЛАЙКА МУЗГАРКА - ЕДИНСТВЕННАЯ СОБАКА, ПОЛУЧИВШАЯ УДОСТОВЕРЕНИЕ И ЗНАЧОК "АЛЬПИНИСТ СССР"
Вообще-то строгие инструкции запрещают брать собак в горы - карабкаясь вверх, они могут сорваться и устроить камнепад. И бывало, к несчастью, что гибли и альпинисты, пытавшиеся их спасти. А вот лайка Музгарка, верная помощница ростовского биолога Александра Липковича, - абсолютное исключение.
И звание "Альпинист СССР" она заработала, когда не только помогла группе исследователей совершить опасное восхождение на горный ледник, но и благополучно вывела людей обратно.
Поначалу Александр Липкович не рассматривал Музгарку как серьезную попутчицу при походах в горы. Будучи научным сотрудником Северо-Осетинского заповедника, он изучал пернатых обитателей высокогорья. Иногда часами простаивал в складках скал, чтобы выследить, поймать и окольцевать редкую птицу. Музгарка могла появиться в самый неподходящий момент и спугнуть ее. Поэтому Александр, как правило, оставлял лайку в низовьях - стеречь палатку, уверенный, что она не подпустит посторонних, а сам отправлялся в горы, к ледникам. Зато спокойно было потом ночевать в лесу рядом с мохнатым чутким комочком - приближающегося волка или рысь всегда отпугнет.
Постепенно акции Музгарки в глазах собственного хозяина стали расти. Во время очередного похода какой-то горе-охотник прострелил собаке лапу. Пришлось срочно везти ее во Владикавказ. Глядя, как хирург вытаскивает из раны многочисленные осколки, Липкович грустно думал: "Не сможет бегать. Так и будеть ковылять, прихрамывая".
Но Музгарка оказалась невероятно живучей. Уже через две недели носилась, виляя хвостом. И опять попала в переделку: как-то раз, погнавшись за куницей, прозевала обрыв и рухнула с 15-метровой высоты. Когда Липкович подбежал к Музгарке, она уже не дышала. И все же через некоторое время зашевелилась. "Моя "парашютистка" ожила без всякой реанимации", - рассказывает Александр. С тех пор он стал считать ее талисманом. Тем более что впоследствии лайка еще раз подтвердила свою способность к выживанию.
Однажды зимой, не дождавшись ее домой к полуночи, встревоженный хозяин пошел искать свою питомицу. И обнаружил... в капкане, который установил какой-то браконьер на крутом склоне горы. У бедолаги уже не было сил скулить, а мороз был тридцатиградусный. Опоздай хозяин на полчаса, неизвестно, чем кончилось бы дело. Однако и после этого случая Музгарка сама зализала раны и только ждала момента, чтобы отправиться с хозяином на охоту. А через некоторое время наступил и "звездный час" Музгарки.
Александру Липковичу, уже имевшему опыт сложных восхождений, предложили в составе группы подняться к Зарамагскому леднику - на высоту 4000 метров. А слух об умной и везучей его собаке уже широко распространился среди альпинистов, поэтому особых споров, брать или не брать, - не было. Для порядка проголосовали. Большинство - "за", хотя сознавали, что все же нарушают инструктаж. Но, как позже выяснилось, интуитивное решение оказалось спасительным.
Погода в горах меняется быстро. И появившееся на ясном небе облачко, казалось, не предвещало ничего тревожного. Но вдруг разрослось до громадных размеров и густой пеленой накрыло ледник. Видимость упала до нескольких метров. В таких случаях возможны два варианта. Либо дожидаться хорошей погоды, но ожидание могло затянуться - с риском замерзнуть. Либо двигаться вперед, но тогда возникала другая опасность. Ледник был буквально испещрен глубокими - до 15-20 метров - трещинами. Некоторые можно было перепрыгнуть, но другие - шириной в несколько метров. К тому же часто они обманчиво покрыты рыхлыми снежными мостиками. Ступи на зыбкую "переправу" - и ухнешь в ледовое ущелье...
Пока участники группы совещались, кто-то заметил: "Взгляните на Музгарку!" Лайку черной масти хорошо было видно на ослепительно белом снегу. Она двигалась вверх не по прямой, а зигзагами, видимо, выбирая для продвижения безопасные места. Решено было идти вслед за четвероногой разведчицей. Удивительное дело - подобного не помнят даже бывалые альпинисты - лайка безошибочно, минуя роковые трещины, вывела группу к вершине Зарамагского ледника. А позже, после отдыха, она же послужила проводницей для спуска. Все вернулись в лагерь здоровыми и невредимыми. Затем, как обычно, группа собралась у костра. Тут дружно и решили: "А почему и Музгарку не посвятить в ряды альпинистов? Она-то уж точно это заработала!" Когда тем, кто одолел четырехтысячник, вручали документы, выписали удостоверение и ей, где значилось: "Музгарка Липкович - альпинист СССР". А значок покорителя гор прикрепили на ошейник.