Вверх страницы

Вниз страницы

общение кинологов и дрессировщиков

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » общение кинологов и дрессировщиков » International Prüfung Ordnung (IPO, BH/VT) » Статьи и семинары по ИПО


Статьи и семинары по ИПО

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

В мае 2008 года в  городе Geisingen, что на юге Германии, состоялся семинар по послушанию с Чемпионом ФЦИ по ИПО Иваном Балабановым, организованный популяризатором кликер-дрессировки Утой Бинделс. В журнале Der Gebrauchshund N 3/2008 один из участников семинара поделился своими впечатлениями. Так как третья часть статьи описывает впечатления участника после просмотра обучающего видео Ивана Балабанова и организацию и распорядок семинара, то я остановлюсь на рассказе непосредственно сущности предлагаемого И.Балабановым учении.
Субботнее утро началось с теории, на которой Иван рассказал о своем представлении работы с собакой. По его мнению, послушание –самая важная дисциплина в собачьем спорте. Эта дисциплину возможно сделать на высоком уровне только в том случае, если правильно построена мотивация и отношения между проводником и собакой. Мотивацией обладают большинство собак, с которыми занимаются спортом. Чаще всего игра я вляется мотиватором собаки для работы. Игра для Ивана не является чем-то второстепенным,а наоборот, это составная часть работы с собакой. Игра должна доставлять радость обоим партнерам, она строит мотивацию собаки к выполнению работы и тем самым создает базу нашей работы. Также она должна быть безконфликтной. Та форма игры, при которой собака скорее разочаровывается, когда она постоянно прыгает впустую или должна беспокоится за себя, ни к чему не приводит. Также и проводник должен получать удовольствие от игры. В противном случае, не надо удивляться, когда собака , борясь  и получив игрушку, вместо того, чтобы вернуться к проводнику для продолжения игры, убегает с ней. Это было наиболее часто встречающаяся проблема в практической части. Иван позволял собаке после ее возвращения к проводнику и после забирания от нее игрушки тотчас снова схватит игрушку.
Но все же вернемся к теоретической части –она стоит того, чтобы рассмотреть ее поближе.В основе общения с собакой, по мнению Ивана, лежит четыре сигнала. Эти сигналы должны быть всегда одинаковыми ( одно и то же слово,одна и та же интонация, одна и та же громкость произношения, одно и то же движение корпусом).
Первый сигнал для собаки –это команда на упражнение.  В этом сигнале для собаки заключается содержание ожидаемой работы и он является началом работы. Важно: ничего другого не разрешается, пока не последует вторая команда.
Второй сигнал, при помощи которого мы с собакой коммуницируем, сигнал к окончанию упражнения или сигнал к отпуску. Для этого часто используют кликер ( также годится любое слово или команда) – этот сигнал должен быть всегда одинаковым. На этот сигнал следует подтверждение – лакомство или игра. Большое различие с обычным методом работы состоит в том, что дается только сигнал отпуска или подтверждающий сигнал и только потом будет активно само подтверждение ( игрушка и т.д.). Таким образом, как обьясняет Иван, собака не должна постоянно держать в поле зрения игрушку – страха, что она ее упустит, у собаки не возникает. О вознаграждении прежде сигнализируют . Собака может спокойно концентрироваться на своей работе до момента подтверждения.
Третий сигнал в работе с собакой– это сигнал ошибки: обычно этот сигнал приводит к прекращению упражнения. Часто для этого используют слово «нет». Этот сигнал дается тогда, когда упражнение выполняется не корректно и попытка закончена. Иван против попыток улучшения исполнения, так как собака привыкает иначе к постепенному исполнению упражнения в несколько шагов и запоминает это как правильное исполнение. После команды «нет» упражнение начинается заново. Это имеет в дальнешем преимущество, что последовательное прекращение работы посредством команды «нет» все следующие действия собаки, которые возможно были бы правильными ( и должны были бы быть подтверждены)  делаются незначительными - так как уже последовал сигнал о прекращении упражнения.
Четвертый сигнал и последний – в современном обучении означает как промежуточный мост: сигнал «хорошо». Часто для этого используют протяжное «Jaaaa» или «хорошо/гут» или «брав». Он сигнализирует собаке о том, что она находится на правильном пути и помагает при легкой неуверенности собаки перейти к моменту получения сигнала об окончании упражнения. Но этот сигнал никогда нельзя путать. После «брав» идет продолжение упражнения, после клика – окончание работы и затем – подтверждение. Это нужно ясно разделять.
В сущности, Иван позволяет собаке самой осознать сущность упражнения. Собака пробует методом проб и ошибок получить подтверждение. Неправильная попытка приводит к команде «нет» и игрушка остается пассивной, что естествено не удовлетворяет собаку. Достигается определенная цель упражнения –следует отпуск или вознаграждение, и с собакой начинается игра.
К коррекции в работе Иван относится очень скептически. Когда собака не выполняет команду – например , отвлеклась, - и мы ей делаем коррекцию, возможно при этом еще раз повторяя команду, собака связывает коррекцию, которая чаще всего не очень приятная, с самой командой. Это абсолютно нежелательное действие и портит общую картину работы. Лучше невыполнение команды отметить командой «нет» и затем воздействовать на собаку. Тогда бы мы имели четкое разделение между командой и неприятным воздействием.  В дальнейшем собака приводится снова и снова к отвлечению, которое привело к невыполнению команды, и связывает это с командой «нет». Таким образом, собака учится, что отвлечение ведет к негативному результату и, оставаясь внимательной к работе, она получит подтверждение.
С теоретической частью все, затем началась практическая часть. В практической части Иван, помимо комментариев участвующим парам, рассказал о том, что каждое упражнение он разбирал  на маленькие составляющие части, отрабатывал с собакой каждую часть, позволяет собаке самой усвоить суть и переходил к следующей, лишь когда предыдущая часть была уже четко усвоена.
Вот совет Ивана Балабанова по обучению высыла вперед.

Высыл чаще всего учат на мотивационный предмет – бег к мотивационному обьекту, укладка и затем игра. На испытаниях (экзаменах) отсутствует цель и собака оказывается в конфликте, так как она свою цель не нашла. Поэтому на экзамене многие собаки не могут хорошо сделать высыл. Кроме того, поиски цели также замедляют собаку.
Построение упражнения по Балабанову:

Чтобы избежать поиска цели – цель должна быть видимой (прим. находится над землей, например, на столбике)
Иван работает с двумя мотивационными обьектами – один находится у проводника, второй, для собаки, находится  в конце высыла.
Сперва собака разыгрывается , затем игра прекращается. Первый мотивационный обьект становится неинтересным, и собака настраивается на второй мотивационный обьект, который находится в конце высыла. Его связывают с командой «вперед». Собака бежит к этому мотивационному обьекту, берет его, возвращается к проводнику и начинается игра.
Дистанция медленно увеличивается.
Затем все это отрабатывается в разных направлениях. При этом надо обращать внимание, чтобы направление высыла всегда соответствовало «рабочему» высылу, т.е  направление высыла должно быть средней линией рабочей площадки.
Высыл повторяется много раз – помощник все время по возможности
незаметно выкладывает идентичный мотивационный обьект на столбик
Независимо от высыла разучивается укладка. Целью является то, чтобы собака сперва вблизи проводника выполняла укладку надежно, быстро и корректно. Затем укладка учится  на всегда больших расстояниях, независимо от высыла.
Затем оба упражнения соединяются: укладка следует сразу очень быстро после посыла ко второму мотивационному обьекту и на коротком расстоянии. После укладки собака тотчас же снова посылается ко второму мотивационному обьекте на столбике. Затем укладка отрабатывается на все большие расстояния от проводника.
В случае, если собака не легла – просто не играйте с ней. Трюк в том, что собака находит удовлетворение только, когда проводник с ней играет. Играть одному – радости мало.
Иван осознанно примиряется с ошибкой, которая просто не подтверждается,  с тем, чтобы собака сама осознала суть упражнения.
Потом идет попеременное подтверждение: один раз путем посыла к столбику с мотивационным обьектом в конце площадки, другой раз – проводник идет к собаке и играет с ней со своей игрушкой. Собака никогда не знает, или с ней будут играть с игрушкой со столбика в конце площадки или с игрушкой проводника.
Через некоторое время столбик  можно убирать, когда собака уже выучила, что мотивационный обьект всегда находится на средней линии площадки для работы.
Укладывать ли собаку при высыле или позволить ей бежать дальше – решается, в зависимости от скорости бега: если собака бежит быстро – следует укладка, если бежит слишком медленно – ей позволяется бежать дальше к мотивационному обьекту.
А.Сакада

2

:tomato: 

Требования к воспитанию собаки предъявляются обществом с одной стороны и представлениями владельца о поведении своего питомца с другой. Требования же к дрессировке доберманов уже сформулированы на их исторической родине, и велосипед уже можно не изобретать. Что касается разделения дрессировки на пользовательскую и спортивную, отечественную и зарубежную, то эти разделения, на мой взгляд, основаны, во-первых, на разном отношении к собаке (пользовательство или партнерство) и, во-вторых, на различных идеях, лежащих в основе нормативов.
Что нравится в IPO (чего нет в ОКД, ЗКС) – в нормативе (в любом разделе) заложены две равновесные составляющие:
- правильность и четкость выполнения собакой команд;
- позитивное отношение собаки к выполняемой ею работе (ее настроение).
Пример описания работы собаки на отличную оценку в разделе В, IPO (1,2,3): «темпераментный, заинтересованный, радостный от работы, очень внимательный, с подкупающей основной быстротой, отлично подчиняющийся дрессировщику. Безупречно демонстрируется в спортивном виде, замечательная гармония» (из «дополнения для судей по испытаниям». Швейцария).
На мой взгляд, еще два факта делают IPO привлекательным:
- норматив подразумевает наличие широкого спектра инстинктов собаки, находящихся под контролем человека;
- пределов для совершенствования команды «человек – собака» нет. Т.е. к высшей точке успеха (IPO –3, 300 баллов на Чемпионате Мира) можно только стремиться и в самом счастливом случае приблизиться, но никогда не достичь ее.
В отличие от IPO, при выполнении норматива ОКД мало кого волнует – что чувствует собака, лишь бы она не ошибалась, выполняя упражнения (а если и волнует, то за пределами норматива).
Цель же ОКД и ЗКС представляется мне такой – выявить из поголовья собак «способных стоять в строю» и служить с ними на благо общества (где же забота о прогрессивном совершенствовании поголовья?). Т.е. вялая, пассивная, безынициативная, подавленная собака не только способна (в терпеливых руках) успешно сдать испытание, но и получить высший балл. ОКД и ЗКС – как призывная мед. комиссия, дающая заключение о годности или не годности к службе, но остающаяся в неведении относительно максимальных возможностей, потенциала организма. Навыки по преодолению препятствий в ОКД, например, не выявляют особенностей психики (подвижности, пластичности нервных процессов, способности концентрироваться, особенности протекания процессов индукции и пр.) собаки, а подразумевается, что она перелезет через подобные препятствия, если что.
Если такой подход к дрессировке и был актуален, в определенный период истории, то сейчас словосочетание «защитно-караульная служба» (ЗКС) должно уйти из гражданской кинологической терминологии, если мы хотим попробовать взглянуть на наших собак по-другому. (Могу быть не в курсе возможно произошедших за последнее время изменений в этой системе взглядов).
Международная программа послушания (IPO) – это совсем иной (новый для нас) взгляд на отношения «человек – собака» (иной «дух»). Иной взгляд, как на систему оценки, так и на систему подготовки: судей, тренеров, фигурантов, проводников и, конечно, собак.

Обладать дипломом IPO, полученным в Германии, так же престижно, как обладать черным поясом в карате, полученным в Японии. Вопрос в том, что происходит дальше?
Можно рассматривать IPO, только как селекционный тест и возможность получения наивысших выставочных титулов. Для этого будет достаточно пройти испытание по IPO -1 на удовлетворительную оценку (А-70, В-70, С-70).
Можно относиться к IPO, как к спорту высших достижений и стремиться к результату IPO -3 (А-100, В-100, С-100).
Любой собаке нужна работа. А такой эмоциональной, моторной, энергичной, сильной и темпераментной собаке как доберман – она просто необходима, причем в больших объемах. Так дайте своему любимцу поработать не только над перевариванием пищи на коврике, изучением «меток» во дворе и оставлением там же своих. Дайте ему нечто большее, пока он не попробует самостоятельно, без вашей помощи, определить «цель своего существования», найти себе работу «по душе» (вот тогда-то и начнется: погони за лыжниками, бегунами, велосипедистами, машинами, мотоциклами, лошадьми, птицами, собаками, кошками; вой, лай, скуление, драки, «незапланированные случки», «не спровоцированные покусы», поедание всего того, что не доели вороны и крысы; уничтожение мебели, предметов обихода, одежды, обуви и т. д. и т. п.), а чем это заканчивается не мне вам рассказывать.
Норматив IPO затрагивает очень широкий диапазон потребностей и инстинктов собаки, причем как представителя вида canis familiaris (контакт с человеком, настрой на человека, послушание человеку), так и представителя семейства псовых (элементы «охоты»: выслеживание по запаху, затаивание, преследование добычи, борьба с добычей и т.д.).
В связи с этим к IPO можно относиться как к способу реализации заложенного в добермане потенциала.
Итак, IPO это:
- селекционный тест;
- профессиональный спорт;
- здоровый образ жизни Вашей собаки (и Ваш тоже);
- «три в одном».
У каждой группы есть свои «клиенты» (заводчики, владельцы) и исполнители (тренера, проводники, фигуранты). Так же в каждой из групп есть своя специфика, свои цели и проблемы. Процесс подготовки собаки строится с учетом принадлежности к какой-либо из них.

На мой взгляд, конечный результат в IPO зависит от ряда факторов.
Необходимо (мы ещё до этого не дозрели) ясно понимать, что это самый настоящий СПОРТ! и это первое, что нужно уяснить прежде чем пытаться добиться какого-либо результата. И спорт, не потому что собака носится по полю как ненормальная, а потому, что процесс подготовки требует неимоверных усилий, в первую очередь от человека. Этот спорт не требует от человека чрезвычайных физических данных (на то есть собака).

Роман Кузютин  ВЗЯТО ЗДЕСЬ http://www.dogmaster.ru/

3

«Когда проводник такой, то и собаке приятно»

 
17,18 января 2009 года, в Москве, на дрессировочной площадке «Левобережная» прошел семинар по послушанию IPO (раздел «В»).

Проводила семинар, приглашенная из Финляндии, спортсменка, несмотря на свой юный возраст (всего 28 лет) уже известный мастер IPO мирового уровня Mia Skogster.

Mia Skogster родилась в 1980 году в г.Пори на западном побережье Финляндии.

Вице-чемпион Мира среди бельгийских овчарок 2007.

Бронзовый призер Чемпионата Мира среди бельгийских овчарок 2008 (В – 100 б.).

Бронзовый призер Чемпионата Мира FCI 2008.

Президент клуба рабочих собак Финляндии.

Организатором семинара выступили Рина Трифонова и земельная группа «Бест».

Мы ехали на семинар, приглашение получили месяца за три до проведения, с неоднозначным ожиданием предстоящего процесса, уж больно мала «профессорша».

Что толкнуло к поездке?

Направление дрессировки многих школ Европы: Германии (даже ГДР), Чехии, Словакии, Голландии, Австрии, Бельгии, Украины и тем более России нам знакомы, а вот что делают в Финляндии, а ведь это не последняя страна в рейтингах соревнований (FCI, WUSV), нам было неизвестно. Отсюда интерес.

 
Судя по тому, что многие основные дрессировщики, инструктора, фигуранты и организаторы присутствовали на семинаре в первый день, можно полагать, что интерес Mia Skogster вызвала не только у нас.

Очень тяжело рассказать людям, по разным причинам не сумевшим побывать на семинаре, о деталях, тонкостях и нюансах, о самой атмосфере на площадке. Но надо попытаться.

Каждый очередной проводник, выходя со своей собакой в центр площадки, сначала говорил о проблеме, которую хотел бы решить при помощи Mia Skogster, затем коротко показывал свою манеру работы. В течении оставшегося времени Mia показывала, как слепить ожидаемый результат.

Так как семинар и планировался только по послушанию, отрабатывались элементы раздела «В» IPO.

Прежде, чем начать разговор о нормативах в порядке их очередности, хотелось бы остановиться на общих моментах.

Сама Mia Skogster оставила безусловно только положительные впечатления. Трудяга! За два дня ни одного перерыва, неутомима и фактически без проявления эмоций не нужных для дрессировочного процесса. Богатейший язык жестов! Ее пояснения больше напоминали своеобразный танец и достаточно часто проводники не нуждались в переводе с английского, настолько это было понятно с жестов Mia.

         
         

У нее очень четко выраженное пользование интонацией при дрессировке.

Самые часто слышимые от нее слова – «Я попробую».

В случае, когда у нее не получилось решить проблему и она призналась: «Не знаю что и делать?» - даже глаза потемнели, так Mia расстроилась.

А когда малинуа конкретной хваткой вошла ей в руку, так что к вечеру рука распухла, эта хрупкая, миловидная девчушка сделала вид, что этого даже не заметила. Вот такие эпизоды действительно характеризуют человека, как настоящего спортсмена, а совсем не ненависть к окружающим коллегам, как почему-то думают очень многие у нас в Российской кинологии.

Ну а теперь непосредственно о тех советах, собственных взглядах на дрессировку, которые привезла Mia Skogster из Финляндии.

С молодыми собаками до года упражнения отрабатываются за лакомство. Мячи, жгуты используются исключительно для игры. Как только мяч или жгут очень собаке начинают нравится их только тогда вводят в дрессировку.

Я стараюсь отдать игрушку, говорит Mia Skogster, когда собака побеждает, когда борется – это хорошо, хотите видеть собаку в драйве – сделайте так, что бы она чаще выигрывала.

Сильная коррекция портит настроение собаке на соревнованиях, что более важно технического выполнения.

Основа успеха – работа с мелочами, все составляющие норматива отрабатываются отдельно. Поэтому достаточно часто, в ходе семинара, она говорила проводникам, что собака загружена комплексом и предлагала разбивать на элементы.

Mia Skogster уделяет 5-6 месяцев работы на одно упражнение, после чего смотрит на необходимость введения коррекции.

Коррекция, жесткие воздействия допустимы только на дрессировочной площадке, но не на стадионе.

Огромнейшее значение уделяется отмене команд и это безусловно приносит свои плоды.

Нельзя делать быстрые переходы от команды к команде, так как во время соревнований бывают достаточно длительные паузы для судейских пометок.

Что касается отдельных нормативов, то больше всего времени было затрачено на движение рядом и апортировку. На препятствиях не работала ни одна собака, по метровому барьеру поговорили в течении нескольких минут.

В дрессировке собаки движению рядом очень много зависит от положения корпуса, плечей и головы проводника. Что бы не было смещения собаки вправо к проводнику (тиснения) при движении рядом мяч или жгут выбрасываются только влево. На остановке бросать необходимо не вперед, а назад, за спину собаки.

При тренировке движения рядом Mia Skogster использует большое количество отвлекающих раздражителей, вплоть до фигурантов в отдалении.

Она не отрицает возможности использования в определенных случаях и электроимпульсы. Главенствующую роль уделяет индивидуальному подходу в плане коррекции и поощрения.

Ни в коем случае нельзя загружать объемом упражнения собаку в молодом возрасте.

На семинаре одному проводнику Mia так и сказала: «Слишком много для маленькой собаки рядом». Тут же взяла собаку - пошла работа – два шага рядом, посадила, отменила. Снова несколько шагов – отмена.

Подкрепление обязательно слева-сверху, что бы собака не выходила вперед. Обязательна задержка мяча или жгута перед отдачей на подкрепление.

Что бы привыкать не смотреть на собаку при движении рядом и остановках, Mia Skogster проводила тренировки перед зеркалом.

С молодыми собаками основная позиция часто отрабатывается возле стенки, метрового барьера. Решение проблем при посадке собаки в движении (равно как и укладке, и стойке) Mia Skogster видит в ускорении мотивации через использование кликера. После длительной работы с кликером самого проводника, во время тренировок подключается помощник. Который и дает сигнал кликером по необходимости.

В целом механическое воздействие для ускорения посадки она не отрицает, но считает его нежелательным, говоря, что: «активная собака при движении рядом и сядет активно и быстро». Но тем не менее продемонстрировала в роли помощника воздействие на собаку длинным стеком. При этом акцентируя внимание, что помощник идет не за собакой, а за проводником.

Если собака не забегает вперед проводника при движении рядом, то она и садится будет лучше.

Большое количество времени было уделено навыку апортировки.

Вот каковы основные позиции Mia Skogster в этом разделе.

Для увеличения скорости собаки при возвращении к проводнику, апортировочный предмет необходимо выкладывать под углом, что бы собака не очень гасила скорость на подборе предмета.

Предмет обязательно выкладывать вдоль направления движения собаки, а не поперек.

При апортировке на большом расстоянии обязательно использовать поощрение голосом в момент подбора предмета и затем уже поощрять после подноса.

Дотрагивание руками до апортировочного предмета во фронтальной позиции не должно быть связано с командой на отпуск (Аус, Дай). Собака не должна знать, когда будет команда.

В первоначальный период дрессировки, при обучении собаки держать апортировочный предмет в пасти, необходимо выносить его рукой сбоку, а не от себя и тем более не совать прямо в пасть.

В том случае, когда собака подбегает к предмету и прежде чем взять его в пасть, бьет передними лапами, используется палка высотой 50-60 см., которая втыкается в 5 см. за апортировочным предметом.

Абсолютно все тренировки по послушанию, особенно с молодыми собаками, они у себя в Финляндии заканчивают подзывом. Причем подзыв делается с удержания собаки помощником на расстоянии около 40 шагов.

Каждый прием это навыка отрабатывается отдельно. Подзыв – отдельно, укладка – отдельно, перевод в основную позицию – отдельно, иногда совмещая их.

Посадке перед проводником после подзыва они приучают с самого раннего возраста (2-3 месяца).

Очень много времени уделяют концентрации во фронтальной позиции. Опять же, как и в рядом, необходимо следить за положением корпуса проводника. Руки всегда опущены вниз – основная стойка. Ни в коем случае нельзя нависать корпусом над собакой при отмене команды, напротив необходимо слегка отклоняться назад. При подзыве взрослой, скоростной собаки Mia часто выставляет руки вперед для амортизации.

Норматив «высыл вперед с последующей укладкой» так же заинтересовал участников семинара.

При подготовке своих собак Mia Skogster основное время уделяет скоростному драйвовому высылу через всё поле (стандартное). Высыл она делает всегда с подкреплением мячом.

Никаких устройств при этом она не использует, постоянно ложит мяч на небольшую пластиковую канистру.

Первоначально при укладке в высыле использует длинный поводок. При укладке в высыле мяч собака получает только от проводника.
Рекомендует чаще менять поля, причем на новом поле собаку сразу не укладывать. Перед соревнованиями, на разминке, делает длинный подзыв в ворота, разгружает собаку мячем и уходя, мяч оставляет в воротах.

После каждого дня работы на дрессплощадке, с наступлением темноты мы перемещались для продолжения общения в находящийся рядом отель, где Mia Skogster проживала.

Она привезла с собой видеоматериал о дрессировке своих собак, с удовольствием нам его показала, при этом комментируя.
В заключении отметила, что все представленные собаки: «нацелены на обучение, драйвовые».

Мы получили еще несколько ответов по вопросам следовой работы и содержания ее личных собак.

Впечатление от семинара получили конечно же сильнейшее, и как я понимаю, не только мы. Ведь очень многого стоят такие фразы: «Я так думаю, что мне самой надо учиться», а ведь говорили их люди с приличным опытом и с достаточно большим количеством положительных выходов на соревнованиях различного уровня.

А выражение, выданное кем то из начинающих дрессировщиков, настолько меня поразило, что мы даже решили им озаглавить этот материал.

http://www.dressirovka-i-sport.ru

4

Из статьи Алекса Вяткина Социальный инстинкт или с чего начинается дрессировка
http://working-malinois.com/viewtopic.php?t=1118

«…Итак, о значении социального инстинкта в спортивной подготовке.
Всем тем, кому приходилось выступать в спорте, и кто понимает и ценит качественную работу, безусловно не может не нравится манера управления собакой в стиле Миа Скогстер, Кнута Фухса, Марко Коскенсало, Ивана Балабанова и др. мэтров современного спорта. С некоторых пор зародилась отличная традиция приглашать этих и других ведущих специалистов к нам на семинары. Мы многому у них научились и продолжаем учиться, но парадокс в том, что часто учимся не тому, чему нужно!

Основная ошибка в том, что часто увлекаясь техническими навыками, мы забываем о состоянии собаки, и том самом социальном инстинкте, о котором идет здесь речь.

Не секрет, я часто отказываю именитым спортсменам из стран СНГ в приобретении щенка из нашего питомника. Почему? Да потому, что вижу их отношение к собаке, как к спортинвентарю!

А собака очень чувствует свое к ней отношение и отвечает тем же. Когда-то я этого не понимал. Мне говорили мои бельгийские друзья: «Алекс , хватит тестировать. Верь собаке , ее генетике и она ответит тебе тем же.» … Но я же самый умный. Как это «верь»?! А вдруг косяк замаскирован?! Давай придавим еще и посмотрим, что вылезет…И «вылазило»…Кто ищет, тот всегда найдет…Часто я отказывался от собак, которые в других руках , в последствии работали так, как я мечтал бы чтобы работала моя собака…Век живи, век учись.

Сейчас, много занимаясь тренерской работой, помимо техники выполнения навыков ( спасибо Ивану Балабанову и Майку Эллису), я уделяю особое внимание состоянию собаки. Этому я научился, в основном, у немцев и финнов. Они в этом бесспорные мировые лидеры!

Но что особо беспокоит, так это когда перспективные проводник и собака , в погоне за баллами и результатом, не могут найти или теряют нить доверия во взаимоотношениях.
Это происходит по ряду причин.

Первое –наша культура, в которой похвала или эмоции являются проявлением слабости! Мы мастера требовать, находить недостатки и искать виновных , но хвалить и искренне радоваться не умеем.
Второе –неумение видеть главного. Для многих спортсменов дрессировка- это обучение навыкам. В то время , как дрессировка –это в первую очередь выстраивание гармоничных и доверительных взаимоотношений с собакой!

Что многие видят на семинарах? Каждый свое. Некоторые- как и когда заграничная звезда нажал кнопку ЭШО . Другие- как скорректировал и ПОХВАЛИЛ. Но не все замечают последствия сиих действий на состояние собаки. Когда корректирует и хвалит Кнут Фукс, собака после коррекции подымается в драйве. Когда кнопку нажимает Барт Бэллон, эффект тот же. Когда то же делает иной семинарист-собака работает , но драйв падает. Несколько таких коррекций - и собака потеряна. Когда я делаю замечание, мне отвечают -а тот –то делал так же … Я всегда отвечаю –если бы это было так, у тебя собака работала бы так же, как и у мэтра, но этого не происходит.

Для того чтобы работать как Кнут, Миа или Барт мало того, что необходимо выращивать собаку как они, но и чувствовать собаку нужно так же. А некоторые спортсмены хотят без базовой работы применить «мульки» с семинара и получить такой же результат. Этого не случится.

Часто я наблюдаю такую картину. Человек (спортсмен) приехал на занятие, открыл машину и собака, выпрыгнув из бокса, буквально полетела в поле. Дальнейшее уже известно- такой спортсмен обычно «выезжает» на площадку чуть ли не верхом на собаке, и только там, прокричавши «fuss» и дернув несколько раз поводок , приводит собаку в более-менее вменяемое состояние. Чем такая работа отличается от работы любителя? Да ничем.

Те, кто тренируется со мной знают, что я не начинаю занятий с собакой (не щенком), пока она не сможет удержать концентрацию на хозяине на пути от машины или места выгула до тренировочного поля. Но одно дело удержать путем принуждения, а другое – путем мотивации концентрации.

Для поднятия мотивации в дрессировке мы используем игрушки и лакомство. Но не ИГРУШКА должна являться мотиватором, а именно ИГРА с хозяином. Не кусок лакомства, выданный за правильное поведение, а именно процесс выдачи лакомства, который должен сопровождаться яркой похвалой и превращаться в праздник для собаки, с хозяином, как главным действующим лицом.

Для того что бы понять разницу проведите простой эксперимент. Возьмите три куска «вкусняшки», и показав его собаке, молча скормите их ей. Затем показав ей следующие три куска собаке предложите убегая от нее, заставляя ее погоняться за рукой с яркой похвалой и оглаживанием другой рукой. Примерно тоже проделайте с игрушкой.

Уверен, что вы сразу увидите разницу в поведении и состоянии собаки.

При правильной работе игрушка и лакомство постепенно отходят на второй план, в то время как эмоциональное состояние и язык тела хозяина остается и дает собаке понять , что именно она сделала правильно.

Как же развить социальный инстинкт в спортивной работе?
Сколько людей, столько и мнений. Я предпочитаю начинать с обучения щенка следования за рукой и трюкам ( дай лапу, сделай змейку, кувырок….), которым можно научить щенка без ассоциации с базовыми командами.

Во-первых, трюки развивают мозг вашего щенка и учат его активному поиску решения задачи- качество которое очень пригодится в последующей работе.

Во –вторых , в дальнейшем ими можно разнообразить рутинную работу по нормативу и главное то, что собака учиться кооперировать с хозяином, а значит - работать для него!

Далее приучите собаку к «позитиву коррекции». Работая со щенком на поводке вводите незначительную коррекцию поводком и кормите с похвалой одновременно. Всегда следите за состоянием собак. Хвост при этом должен быть «трубой». Если собак опустила хвост, она «зажалась» . Положение хвоста- индикатор внутреннего состояния собаки. Если собака держится от вас на расстоянии, избегая контакта телом , это также говорит об отсутствии доверия. Сядьте на землю. Дайте щенку «залезть на голову» , похвалите, покормите. Покажите ей , что быть с вами не опасно , а наоборот очень здорово!

Если собака во время прогулки или в быту залезла в «гадость» или роется в мусоре , дайте незначительную коррекцию с отрицательным маркером и сразу переведите ее в движение рядом с похвалой и поощрением. Это приучит собаку к тому, что самое «хорошее» место на земле - рядом с вами…»

Почему то захотелось начать с этого.. хотя почему – «почему то»?.. все вполне объяснимо… честно говоря, я в силу наверное своей некоторой серости не совсем понимала куда я еду.. хотела заранее посмотреть в Интернете, но как всегда «куча дел и все такое» отложили это «посмотреть» на самый последний день, а потом и вообще на неопределенное время.. а потому вся информация у меня была – семинар Ивана Балобанова по разделам ИПО В и С. Да, я знала, что Иван (или как оказалось на месте Айван) 2х кратный чемпион мира по ИПО, и вообще…но это было все… а потому от предстоящей поездки я особо ничего не ждала.. хотелось просто побывать в новом месте, послушать нового мне человека, добившегося значительных результатов, и просто хорошо провести время с мужем и любимыми собаками..
итак, мы поехали…
Мы это я, Денис, Бад, Дина и Наташа Сивкова с АПБТ Юконом (огромное спасибо им за компанию, считаю, что поездка удалась довольно не плохо))) ). До Киева добирались на машине, это где то около 1300 км через Псков, Гомель, Чернигов… В дороге больше всего поразила Белоруссия с ее очень красивыми чистенькими деревушками вдоль трассы, огромным количеством всевозможной живности типа коровы-лошади-куры-гуси, и какими то ну просто необыкновенными по красоте соснами (я как человек-фанат этих замечательных деревьев, пребывала весь путь туда (обратно ехали по темноте) в состоянии полной эйфории )) )… обратно, кстати, именно на территории Белоруссии видели (точнее Денис видел) двух кабанов! О как! Мне казалось, что вот так просто они по лесам-дорогам не бегают. Очень рада, что это так, очень жалею, что не видела сама (в силу состояния на тот момент абсолютной неадекватности – спала!), и безумно счастлива, что наша встреча не закончилась чем-нибудь более «контактным», чем просто «видел» )) ).
В Буче (населенный пункт под Киевом, где проходил семинар) поселились в довольно скромной гостинице под славным названием «Околица». Скромна она была не сколько размерами своих апартаментов (домик, к котором мы жили, имел огромную ванную комнату (совершенно пустую, исключая унитаза, душевой кабины и раковины с неработающим краном), кухню (с холодильником, в котором хранилась плесень, и столом) и две комнаты на втором этаже (в которых «вешать» одежду приходилось на пол, в силу присутствия в ней только одного дивана), так вот скромность ее как то ощущалась во всем – вроде места много – а толку никакого )) помню, что в первую ночь мы спали под одеялами и спальниками – так сильно было холодно ) и ели из одноразовой посуды, поскольку даже простецких тарелок не было. Но зато – вокруг гостиницы (скорее всего построенной предусмотрительными владельцами в преддверии будущего чемпионата Европы по футболу) были отличные поля, в которых мы очень даже не плохо гуляли с собаками) а это, как оказалось, было для нас самым главным в выборе места нашего временного проживания. А еще в Буче был замечательный огромный торговый центр, в котором продавались жареные перепела (вообще не понимаю, почему, но сам этот факт меня довольно сильно поразил))
Еще про Киев хочется рассказать. Очень хотелось хоть краем глаза его увидеть, но поскольку времени остаться на лишний день не было совсем, то смотреть город мы поехали вечером в субботу. Понравилось очень. Красиво, захватывающе, очень необычно. Хочется вернуться еще! Очень. (спасибо большое Наташиным родственникам, которые нашли время показать нам столицу Украины)

Наконец про сам семинар.
Айван Балабанов. Поразил в первую очередь своим фантастическим умением чувствовать собаку. Его работа с различными собаками выглядела естественно, легко и красиво. Несмотря ни на что. Об этом «ни на что» чуть позже. Немного огорчило только, что далеко не все задаваемые вопросы получали свой ответ. Например, на вопрос про то, как он делает апортировку своим собакам, Айван ответил, что, если он начнет об этом говорить, то рассказ займет никак не меньше трех дней, а поскольку таким временем он не располагал, то предложил посмотреть его ДВД на эту тему…Точно такой же ответ был получен и на вопрос о высыле вперед. Хотя казалось бы и семинар на эту тему, и вопросы наиболее болезненные… но… смотрите, покупайте… ну купим и посмотрим )) а что делать??? интересно ))))
Как оказалось, для меня серой, семинар был организован Алексом и Виолой Вяткиными, спортсменами, дрессировщиками, а так же владельцами украинского питомника рабочих бельгийских овчарок малинуа. За семинар им огромное спасибо! Все было просто замечательно )) Очень понравились собаки их разведения – несмотря на довольно сильный разброс по внешности, все с огромным желанием работать, быть рядом с человеком, играть, бороться. Осталось приятное впечатление от их управляемости как на площадке, так в быту.

Вот некоторые мысли, которые удалось вынести (да, это не все, но, как говорится, цепляет то, что на данный момент актуально именно тебе):
- Самое главное в дрессировке это сигналы общения между вами и собакой. Важно то, насколько вы четко смогли объяснить их собаке, а так же насколько четко вы придерживаетесь их во время ваших взаимодействий с собакой. Каждое упражнение должно иметь четкое начало (например, команда «сидеть») и четкий конец (слово, щелчок кликера, и т.п., по которому собака понимает, что дальше она может не сидеть, а также после которого она получает желаемое вознаграждение). Так же важно научить собаку маркерам ее действий – «да» - ты делаешь все верно, и «нет» - вот этого делать не надо (часто мы очень боимся использовать в дрессировке слово «нет», а между тем его правильная и своевременная подача облегчает собаке поиск верного решения для достижения цели, «облегчить путь к вознаграждению».. это же относится и к коррекции)

- Плохо, что собаки зачастую не могут разобраться в тех сигналах, которые исходят от хозяина, поскольку очень часто мы подаем эти сигналы довольно невнятно с точки зрения собаки. Собака очень четко читает наше тело, а потому, если сигналы от нас происходят каждый раз новые, пытается угадывать их каким то другим нашим действиям, что сильно затрудняет обучение. Важно – с самого первого дня быть понятным собаке.

- Пример. У вас «умный дом». Дверной звонок в нем звонит так то, стиральная машина оповещает вас о том, что она закончила стирку – так то, микроволновая печь, подогрев вашу пиццу, так то, телефон звонит вот так. Вы привыкли к этим сигналам, без труда их различаете. Но вот в один день нерадивый электрик приходит к вам и все сигналы перепутывает… представьте, на сколько сильно, по-крайней мере, на первое время, изменится ваша жизнь. Вы слышите, как вам кажется звонок в дверь, открываете ее, а там никого нет, и оказывается, что это вовсе был не звонок в дверь, а звонок телефона, или сигнал от кофеварки. Да, безусловно, через некоторое время вы привыкните к новым сигналам, но на это потребуется много ваших сил, вашего внимания, ваших нервов, в конце концов… а представьте, что электрик заходит к вам раз в неделю, или каждый день! Стоит задуматься каково порой приходится нашим собакам…

-игры, в которые мы играем с собаками. Айван делит их на две категории: соревновательные игры и игры не соревновательные. Нужно очень четко представлять себе в какой момент с той или иной собакой в какую именно игру следует играть. Например: игры из первой категории – «потягушки» - имеют довольно четкую форму борьбы, а потому могут использоваться для поднятия уверенности в себе у не уверенных в себе собак и наоборот. С очень сильно доминантными собаками в некоторых случаях (и Айван демонстрировал это на собаках) лучше не играть в такие игры – дабы не давать им лишний повод для конфликта, а сбрасывать их излишнее желание в играх не соревновательных – типа «кинул – принеси – снова кину». Если вы играете с собакой в «кину-принеси», не стоит придавать этой игре соревновательный характер – типа я кину, ты принес, отдал, а я начал тебя дразнить…Уж если собака честно приносит и отдает вам игрушку – лучше сразу ее выкинуть снова, и уж никак не махать ей перед носом у собаки (Айван считает, что в следующий раз собака может предложить вам – типа а теперь игрушка у меня, ты за мной побегай). Менять у щенка игрушку на кусочек или на другую игрушку не стоит – поскольку тогда игра перестает быть игрой и превращается в нечто – «если ты мне отдашь, то я тебе…».

- играя с собакой в соревновательную игру, стоит понимать, что именно в этой игре нравится вашей собаке. Кто то из собак борется с вами ради самого процесса, а кому то важен факт обладания этой смой игрушкой, полученной в результате борьбы с вами.

- команду на отпуск игрушки во время игры, Айван считает важной частью ваших взаимоотношений с собакой. Со всеми собаками, с которыми он начинал работать сам (речь идет о собаках, работающих за игрушку), Айван, в первую очередь, добивался понимания на уровне – вот мы играет, а вот я тебя прошу, и ты игрушку отпускаешь. Если собака не отпускает игрушку по команде, Айван вводит коррекцию (поводок и мягкий ошейник). Нужно сказать, что собаки довольно быстро соображали, что от них требуется, и сильных конфликтов не было. Безпроблемный отпуск игрушки по команде обязательно поощрялся продолжением игры.
- очень понравился пример, относящийся к вводу коррекции и вообще, объясняющий понимание Айваном слова «коррекция». «Представьте себе, что я попросил вас заправить мою дорогую и супер навороченную машину бензином. В случае, если вы справитесь с этим делом за 30 секунд, я дам вам 5 тысяч долларов. Конечно же человек, который хочет получить эти 5 тысяч начнет судорожно (ибо ограниченно время) искать, где у этой машины открывается лючок бензобака, или где, по-крайней мере, находится этот самый лючок. Конечно же он будет рад любой помощи с моей стороны. Даже если, в случае ошибки со стороны ищущего, я ударю его по ладони, дав тем самым понять, что в той стороне лючка нет, это будет воспринято им, безусловно, как подсказка. Тем более, что эта подсказка ведет к более быстрому решению задачи» Так вот «коррекция» по мнению Айвана, это и есть – указание пути к решению той или иной задачи. Да, я согласна, что можно просто пойти и показать, где спрятан лючок, или навести ищущего туда наведением, но использование коррекции в том смысле, в котором использует его Айван, тоже вполне оправдано. Тем более что воспринимается ищущим не как наказание за что то не правильное, а как помощь. Ни у одной собаки, с которой работал Айван, настроение при работе с ним не упало.. даже, если коррекция имела место быть. (правда на семинаре Айван ни разу не брал в руки пульт от ЭШО, или поводок со страгачом и ограничивался довольно резким «неа», или на крайний случай поводком пристегнутым к кожаному ошейнику)… это все к разговору про «несмотря ни на что» (см. выше)

- очень порадовало, что Айван не хватал собаку за поводок по поводу и без, и уж тем более не начинал ее дергать ради достижения результата. Как пример, был там один овчарик сильно избегающий встречаться глазами с проводником на команде рядом. Айван забрал собаку и бросив поводок, стал работать с ним на игрушку. Было видно, что собака и так достаточно неуютно себя чувствует в данном месте, в данное время, да еще и с незнакомым человеком. Да, взгляда можно было добиться гораздо быстрее, дергая собаку, но это точно бы привело ее еще в большее замешательство… Этот пример довольно сильно охарактеризовал для меня Айвана с хорошей стороны.

- По словам Айвана: еще совсем не давно в мире преобладала дрессировка (она была названа «немецкой») основанная на избежании собакой отрицательного подкрепления. Потом появилась дрессировка, в основе которой лежало только положительное подкрепление. На данный момент, по мнению Айвана, больших результатов в том или ином виде кинологического спорта можно добиться только умелым сочетанием этих двух видов дрессировки.

- Айван вот на что обратил внимание. На способность и умение наших собак сохранять «драйв» во время длительных пауз (которым мы часто во время нашей подготовке к выступлению не уделяем должного внимания). Например, вы вышли на соревнования, взяли собаку в положение ИП и приготовились к выступлению. Вы стоите все из себя такие готовые, а судья в этот момент вдруг чем то отвлекся. Вы продолжаете стоять – ибо вы уже вышли в ринг, и ваше выступление уже как бы началось. А судья все тянет. Вы стоите, а команды на работу нет. Очень многие собаки и проводники бывают к этому не готовы, и теряют большое число баллов именно по причине не умения потом быстро собраться и вновь настроится на работу. «Собака перегорела» скажут многие, вместо того, чтобы заняться этим на тренировке.

- поощрение не должно ограничиваться простой выдачей куска или игрушки. Оно должно носить для собаки элемент праздника. Айван никогда не дает собаке кусок в статическом положении. Допустим, после команды лежать – собака ложиться и после отпускающего сигнала радостно вознаграждается (даже если это кусок, собака высвобождается из позиции, она закончила упражнение и может быть свободна = награждена). (ТОлько со щенком Айван предлагает награждение в позиции). Все вознаграждение делается на шаге от собаки, что еще больше активизирует ее. Кроме того, Айван сделал замечание девушке, которая после того как освобождала собаку, не сразу давала ей кусок, а еще водила рукой из стороны в сторону, так что собака вынуждена была за ним бегать. Награда означает, что ты молодец и все сделал, а не то что еще пойди после этого поймай тот самый кусочек…

- собака должна четко знать критерии навыка. Пример: допустим вам нужно пробежать один километр, после чего вас ждет награда. Однако каждые сто метров вас чем то, но награждают. Понятное дело, что та награда, которая вас ждет в конце, уже не становится для вас столь желанной, как если бы вы четко знали, что только пробежав весь километр, вы получите приз. Так и при работе с собакой. Например при движении рядом. Во время движения, не отпуская собаку из позиции, вы можете похвалить ее или даже (изредка) наградить куском… но зато в конце упражнения ваша похвала должна быть настолько сильной, чтобы у собаки было сильно стремление добиться именно ее.

- навык сначала формируется, а потом называется. Во время формирования навыка нужно следить за тем, чтобы помощь тела = подсказка всегда шла после команды. Собаки очень хорошо считывают наше тело, и довольно быстро привыкают работать только по его движению, т.е. ждут от нас подсказки.

- Часто в процессе тренировки мы очень подолгу задерживаемся на этапе вариабельного подкрепления. Если это происходит собака понимает, что это предел наших от нее требований. Нужно четко понимать, когда собака готова перейти с одного этапа на другой – когда убрать наведение, когда начинать дольше работать без подкрепления.

- Если это возможно, Айван предпочитает облегчать работу своим собакам всякого рода подсказками (например при повороте налево – за шаг – поворот головы в нужную сторону). Однако тут он обращает внимание на то, что подача подсказки всегда должна быть своевременной. Пример: дорожный знак, оповещающий нас о том, что скоро нас ждет резкий поворот направо никогда не ставится ни перед самым поворотом, не за километр от него. Ибо в первом случае он приведет к тому, что мы не успеем сбросить скорость, а во втором, что мы сделаем это слишком рано.

- к вопросу откуда давать собаке лакомство (из руки, изо рта, из миски) – 100 долларов у меня может быть в любом кармане, говорит Айван, главное, чтобы вы знали и были твердо уверенны в том, что они у меня есть и что вы непременно их получите, выполнив мое условие.

- интересный момент: работа с игрушкой. Айван играет с собакой. Дает ей команду на отпуск. Собака сразу отпускает игрушку и как вознаграждение получает ее снова. Снова игра, и снова команда на отпуск. Собака не отпускает игрушку. Айван вводит коррекцию (резкие рывки поводком, прикрепленному к мягкому ошейнику). Собака отпускает игрушку и получает ее снова. Команда. Не отпускает – коррекция – отпускает, НО коррекция продолжается (по мнению Айвана, это делается для того чтобы собака не училась манипулировать человеком – типа я отпущу и точно знаю, что ты меня перестанешь дергать…) после нескольких рывков собака снова получает игрушку, и работа продолжается. Обычно даже самым заядлым неотпускальщикам довольно быстро становится понятно, что игрушку очень даже не плохо отпускать по команде. И еще Айван считает, что в данном случае коррекцию применять гораздо более правильнее, чем пытаться «задавить» собаку авторитетом, все громче и громче повторяя команду «дай!».

- Что касается щенков, то в данном случае Айван считает, что забирать игрушку у щенка стоит только тогда, когда он сам готов ее отдать, а не устраивать с ним перетяг. Точно так же как и учить приносить игрушку, например мяч – стоит только на мяче БЕЗ веревке – у нас у самих не будет причины эту веревку схватить и начать ее вытаскивать изо рта собаки. В работе со щенком нужно использовать длинный поводок, до тех пор пока мы не будем точно уверенны, что щенок вернется к нам с брошенной нами и пойманной им игрушкой.
- На примере одного из присутствующих щенков Айван показал, как правильно можно забрать игрушку у щенка. Щенок на поводке получает игрушку (валик БЕЗ петелек – чтобы у собаки не было вариантов хватать игрушку за петельки, что не правильно). Мы играем с ним в перетягушки. Потом в определенный момент останавливаем игрушку (скорее всего щенок будет продолжать ее тянуть на себя) и в то же самое время не даем поводком щенку тянуть игрушку (держим его поводком так, чтобы у него не оставалось возможности двигаться назад). В таком случае – некуда тянуть – щенок практически всегда отпускает игрушку. Когда щенок с большой вероятностью начинает отпускать игрушку, как только она остановилась, мы можем вводить команду на отпуск.

- про соревнования. Часто на соревнованиях мы допускаем ошибки не потому что мы нервничали, а потому что мы были к этому не готовы. Все, говорит Айван, нервничают перед стартом. Но если вы к этому готовы и ваша собака также готова к этому, то процент ошибок можно свести к минимуму.

- со слишком доминантными собаками в качестве поощрения стоит играть выкидывая игрушку, поскольку в данном случае игра в перетяг вызывает еще большее возбуждение у собаки, а кусочки не удовлетворяют ее инстинкт.

- ошибки при занятии собакой ИП. Пример: представьте, что вы стреляете по мишень. Если вы стрельнули и попали мимо, а мишень просто передвинулась сама таким образом, что вы в нее попали – вы ничему не научились. Та к и с Ип, если собака заняла неправильную позицию рядом с вами – нужно переделать все заново, а не подправлять собаку и уж тем более не подстраиваясь под нее. Опять таки, Если вы скорректировали то или иное положение собаки, то вознаграждение она в данном случае не получает, а вот если она сделала все сама правильно тогда обязательно и очень яркое.

- Часто, если собака, которая села из движения на ваш взгляд слишком медленно, получает от вас слово «нет», она может сильно затормозится от этого, лучше просто отпустить ее и переделать навык заново (даже с того же самого места, откуда вы начали движение в прошлый раз)

- каждый маленький шаг по направлению к цели должен быть вознагражден.

- Айван часто сам провоцирует собаку на уже выученных ею навыках на ошибку. Причем он говорит, что собаке гораздо более просто объяснить, что она ошиблась на большой ошибке, чем на маленькой. Допустим собаке, да и вам, гораздо более видно ее отклонение на рядовости на расстояние 15 см, чем на пять. Нужно уметь сделать так, чтобы собака отклонилась от вас на 15 см и показать ей, что это не очень правильно. Вообще Айван считает, что всякого рода раздражители стоит вводить довольно рано. И уж точно не стоит их избегать.
Раздражители помогают собаке ошибаться, а следовательно – учиться!


Вы здесь » общение кинологов и дрессировщиков » International Prüfung Ordnung (IPO, BH/VT) » Статьи и семинары по ИПО